Академия ювелирного искусства Шароновых
10.03.2011

Галина и Николай Шароновы, основатели ювелирной Школы Шароновых: «Самое необычное задание, которое мы сами себе дали – это заказ подготовить себе смену»

Ювелирные изделия, выполненные супружеской четой Шароновых, в разное время были вручены Михаилу Горбачёву, Борису Ельцину, Владимиру Путину и федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. Неоднократно их изделия выступали в качестве дипломатических подарков видным деятелям искусств, а также мэрам многих городов мира. Сегодня же Галина и Николай Шароновы главным своим детищем называют ювелирную школу, которую основали более десяти лет назад. О тенденциях развития ювелирной и ремесленной отрасли Tolyatty.ru рассказали основатели одной из лучших ювелирных школ страны Галина и Николай Шароновы.
– Николай Михайлович, долгожданное вступление России во всемирную торговую организацию намечено на первое полугодие 2011 года. В странах, входящих в ВТО, существует четкий классификатор ремесленной деятельности, в то время как в России просто нет закона о ремесленной деятельности. С точки зрения основателя ювелирной школы и президента тольяттинской палаты ремесел, насколько эта проблема актуальна для страны и нашего города в частности?
– Да, действительно одним из требований вступления России в ВТО стоит создание цивилизованной палаты ремесел. Такие структуры существуют во всем мире, они достаточно деятельны и влиятельны. В России это как-то не сложилось, закон о ремесленной деятельности лежит под сукном уже шесть лет. В связи с тем, что в последнее время началась новая волна переговоров, скорей всего эти недоработки будут решены и в России, наконец, создадут цивилизованную палату ремесел. Эта структура очень ответственная. Если смотреть, что происходит на Западе, то ни одно высшее учебное заведение не может выпустить специалиста без визы или печати палаты ремесел. Ни одно предприятие в области ремесленной деятельности не может начать деятельность без сертификации этой палаты. Это задает определенный уровень, обеспечивает качество, дает определенные гарантии потребителям товара. Поэтому палата ремесел – это структура с далеко идущими возможностями и планами, правда, при условии функционирования этой палаты цивилизованным образом. Сейчас на территориях ведутся такие работы. Создана палата ремесел Самарской губернии, палата ремесел Тольятти, достаточно активно функционирует палата ремесел в Ульяновске. Городские или областные власти закладывают средства для проведения определенных событий, связанных с поддержанием ремесленной деятельности.
– Что следует понимать под ремесленной деятельностью?
– Ремесло бывает нескольких направлений. Можно разграничить таким образом – это бытовое направление, когда ремесленник работает в области бытового обслуживания населения, и ремесленник-прикладник, который связан с народными промыслами, какими-то искусствами, которые выполняются руками. Так вот, ни одна нация не может называть себя полноценной, если она не поддерживает те традиции, те умения, которые веками накапливались народом. Это и является одной из главных характеристик нации. Это, наверное, наиважнейшая забота государства – по сохранению своих культурных традиций. Но пока усилия государства в этом направлении незначительны. В общем-то, живем в режиме ожидания, когда власти прозреют, правительство осознает и все у нас будет хорошо.
– Николай Михайлович, вам с супругой удалось свое ремесло развить до международного уровня. Что сегодня представляет собой Школа Шароновых. Какой ориентир вы взяли за основу?
– Школа Шароновых – это высшая школа на базе Тольяттинского госуниверситета, в которой проходят обучение около 55 ребят. В процентном отношении: 80% – это девушки. Как ни странно это звучит, но профессия во всем мире больше привлекает прекрасную половину. Школа Шароновых действительно занимается поиском новых идей, вырабатывает свои творческие подходы, технологии. На основе этих технологий ребята создают нечто свое, что по идее должно определять развитие ювелирной отрасли. Школа Шароновых достаточно молода, ей всего 13 лет, но мы выступаем на всероссийских, международных площадках и соревнуемся с достаточно серьезными конкурентами. Как говорят: «Твою силу определяют твои соперники». Поэтому наши победы в конкурсах дорогого стоят.
– Галина Григорьевна, Школа Шароновых выпускает ювелирных дизайнеров. Что подразумевается под этой профессией?
– Г.Г.: Ювелирный дизайнер – это человек, который серьёзно работает над конструкцией, эргономикой и красотой ювелирного изделия.

– Н.М.: Дизайнер – это художник, работающий на нужды производства. Ювелирный дизайнер – это тот, кто определяет политику ювелирного предприятия, тот, кто решает, что будут делать, в каких количествах, в какой стилистике и, в общем-то, готовит свою идею для запуска ювелирного производства.
– Насколько нам известно, вопреки всем канонам ваши воспитанники, еще будучи студентами, становятся членами Союза художников России и международного союза дизайнеров. На ваш взгляд, что этому способствует?
– Г.Г.: Действительно, прием в международный союз дизайнеров со студенческой скамьи – это беспрецедентный случай. Но уровень работ, которые показывают ребята, говорит сам за себя. С самого первого задания мы не ограничиваем студентов в творческом поиске и, выполняя каждое курсовое задание, они делают его не для того, чтобы просто отчитаться. Ребята предлагают свои работы на всевозможные выставки и конкурсы. За нашу короткую жизнь мы успели поучаствовать в очень многих международных проектах и практически всегда выходили победителями. Принцип приема в творческие союзы как раз и заключаются в том, что если человек побеждает в каком-то международном проекте, один, второй, третий раз, то он имеет право подать документы для приема в творческий союз. И возраст здесь не имеет определяющего значения. Дизайнер устраивает свою персональную выставку, на которую обязательно приезжает специальная комиссия. Очень приятно осознавать, что уже 15 наших выпускников являются членами международного союза дизайнеров и 13 – членами творческого союза художников России.

– Н.М.: В нашем случае эксперты, которые принимают заключение о приеме в Союз, являются президентами этих союзов. У нас был на приеме президент Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров» Андрей Бобыкин, президент Творческого Союза художников России Константин Худяков. Нас отслеживают искусствоведы, которые анализируют современное состояние ювелирной отрасли. Это Ирина Перфильева, Галина Смородинова. В общем-то, это люди, которые держат руки на пульсе ювелирного искусства и принимают решение – достоин или не достоин кто-то быть членом творческого союза.
– Николай Михайлович, в нашей короткой экскурсии по мастерской Школы Шароновых вы обратили внимание, что материал, из которого сделано изделие, не имеет никакого значения. А что имеет значение для ювелирного дизайнера?
– Слава богу, наступили времена, когда в ювелирном искусстве не должен непременно присутствовать драгоценный металл. Сейчас ювелиры работают с пластиком, с мехом, с какими-то другими декоративными материалами, которые в состоянии подчернить креативную идею создателя, ювелирного дизайнера. Но, тем не менее, никто не умаляет роль драгоценных металлов. Они в ювелирном искусстве присутствуют и, в общем-то, они основополагающие. Но в учебном процессе мы драгоценных металлов не используем. В нашем случае важна сама идея и тот технологический ряд, как эту идею осуществить. А выполнено это кольцо из бронзы или действительно подразумевается, что оно будет изготовлено из золота – нам не важно. Хотя студенты, когда создают свои проекты и под изделиями пишут аннотации, то указывают те материалы, из которых это изделие будет выполнено во «взрослой» жизни. Например, изделие выполняется из белого золото, декорируется бриллиантами и прочее. Но учимся мы на достаточно простых и доступных материалах.
– Кто может стать учеником вашей школы?
– Г.Г.: Самое главное и определяющее качество – это желание учиться, которое всегда очевидно. Учиться у нас сложно, но очень интересно. Задания у нас всегда очень разные. На курсе учатся от 7 до 10 человек. Группы небольшие и поэтому получается персональный подход к каждому студенту.

– Н.М.: Это очень важно, потому что мы готовим штучный товар. В каждого студента надо вложить душу, повесить крылья, научить летать, а в условиях массового обучения это не возможно. Достичь каких-то определенных результатов можно только передавая знания из рук в руки. Уже на уровне собеседования мы даем ответ – нужно ли этому абитуриенту в принципе приходить на экзамен. Может быть, это и не его дело. У нас достаточно сложный труд. В работе присутствуют химические реагенты, существует пайки, механизмы, оборудование. На уровне собеседования определяется – а нет ли у человека аллергии или фобии. И после того, как мы определили, что это потенциально наш студент, потом понятие конкурс имеет формальное значение. Надо просто прийти и выполнить вступительное задание.
– Школа Шароновых существует уже 13-ый год. Уже из разговора ясно, что удалось добиться очень больших высот. Но лично для вас, что еще впереди? Что еще не сделано, и чего еще надо добиться?
– Н.М.: Среди ближайших планов – это международная творческая школа ювелирного дизайна в июне этого года. Предполагается, что к нам приедут 8 студентов из США, 4 человека из Венеции, 2 – из Лондона, 2 – из Праги, 4 – из Польши и еще присоединятся 7 человек с Московского горного университета – это геммологи. Геммологи – это наши родные братья, потому что ювелир без знаний свойств драгоценных и поделочных камней – это неполноценный специалист. Так вот, в июне месяце соберется такая интернациональная команда, которая знакомство с нашей областью начнет с Грушинского фестиваля. После этого арендуем автобус, собираем рюкзаки, палатки, кастрюли и выезжаем по России. Экспедиция называется «Золотое кольцо, золотые ремесла». Мы посетим центры русской национальной культуры – ювелирные заводы, небольшие ювелирные фабрики, ювелирные дизайнерские студии, золотые кладовые. Ребята смогут все это рассмотреть, зарисовать, изучить. В процессе экспедиции мы выполним эскизы, которые по прибытии в Тольятти будем реализовывать в стенах учебных мастерских. Международное сотрудничество станет двухсторонним. Так, английская сторона предложила интересные условия сотрудничества – два человека отправляются сюда, двоих они готовы принять на стажировку у себя в Великобритании. Сейчас еще ведутся переговоры, что один из наших преподавателей должен вылететь в Бангкок и провести курсы ювелирного дизайна в институте драгоценных камней и украшений Таиланда. Это самые ближайшие планы.
– Среди обладателей ваших ювелирных произведений – высокопоставленные люди со всего мира. Какой заказ вы можете назвать самым интересным?
– Н.М.: Самый необычный заказ, который мы сами себе дали – это заказ подготовить себе смену и как эстафетную палочку передать наши умения молодежи. Действительно, по жизни случилось так, что лично наши работы присутствуют во многих странах Европы, их подарили мэрам различных европейских городов, президентам разных стран – Франции, США, Германии. У президентов нашей страны – Бориса Ельцина, Михаила Горбачева, Владимира Путина – также есть вещи, которые выполнены нашими руками. Но, тем не менее, главный заказ – это подготовка тех молодых кадров, которые придут нам на смену.
– Мы продолжаемся не только в учениках, которых воспитываем, но и в детях. Довольны ли вы, что ваши дети также занимаются ювелирным искусством?
– Г.Г.: Да, действительно, и сын, и дочь продолжают эту профессию, подхватили нашу эстафетную палочку, но для меня гораздо важнее видеть их порядочными, достойными людьми.

– Н.М.: Наша дочь окончила один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире – Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина (Лондон). После этого закончила обучение в ТГУ. Получается, что она получила микс из лучшего европейского и российского образования. В данный момент она является доцентом ТГУ, преподает в Школе Шароновых и в Москве. У нее достаточно интенсивная творческая жизнь. Сын также окончил нашу школу, является ювелирным дизайнером. Сейчас он работает на Кипре.
– В нашей беседе неоднократно звучала мысль, что ювелиры – воспитанники вашей школы – видят и прогнозируют тенденции развития отрасли. По какому курсу сегодня следует ювелирное искусство?
– Ответ ясен и понятен. Дело в том, что в России был огромный вакуум ювелирных украшений. В свое время невозможно было купить обручального кольца. Потом этот вакуум стал заполняться. Ювелирные украшения можно было купить в овощном магазине. Приходишь в продуктовый магазин и видишь отдел с ювелирными украшениями, золотом. Народ это покупал, и промышленность была на плаву за счет этих изделий. Но время изменилось, произошла насыщенность рынка. Теперь у людей есть не просто желание купить граммы золота или серебра, сейчас есть потребность купить вещь, которая подчеркивает внутренний мир носящего это изделие. Это должно быть продолжение «внутреннего я» и соответственно его индивидуальности. Отсюда вытекает, что изделия должны быть мелкосерийные и эксклюзивные. Нашей промышленности теперь придется подстраиваться под современные запросы общества. И в этом случае, когда речь идет о мелкой серии, об эксклюзиве, которого должно быть достаточное количество, просто не обойтись без таких специалистов, как ювелирные дизайнеры. Наша профессия очень востребована, на нас возлагают большие надежды. Одновременно мы являемся и работодателями, потому что являемся обладателями интеллектуальной собственности, которая может быть воспроизведена промышленностью. За ювелирным дизайном будущее.
Тольятти онлайн
10 марта 2011
Екатерина Фомина