Академия ювелирного искусства Шароновых
12.04.2012

Школа Шароновых: «Готовим универсальных солдат»

Ес­ли не три­ум­фаль­ным, то весь­ма успеш­ным мож­но на­звать вы­ступ­ле­ние «Шко­лы Ша­ро­но­вых» на по­след­нем кон­кур­се «Юве­лир­ный Олимп — 2012» в Ма­не­же. Прак­ти­че­ски все ме­ста в но­ми­на­ци­ях «Юве­лир­ные но­ва­ции» и «У­дач­ный де­бют» за­ня­ли сту­ден­ты то­льят­тин­ской шко­лы. Су­дя по на­по­ру, мо­ло­дые юве­ли­ры с бере­гов Вол­ги не со­би­ра­ют­ся оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том.

На­до от­ме­тить, что мо­ло­дежь не пер­вый год уве­рен­но штур­му­ет под­мост­ки «Юве­лир­но­го Олим­па». Сту­ден­ты Му­хин­ской Ака­де­мии, Крас­но­сель­ско­го учи­ли­ща, Ди­зайн-сту­дии «Образ и фор­ма» ре­гуляр­но вы­став­ля­ют кол­лек­ции укра­ше­ний, ко­то­рые по­лу­ча­ют при­зо­вые ме­ста и ди­пло­мы един­ствен­но­го в Рос­сии кон­кур­са ав­тор­ских ра­бот. Но в этот раз Шко­ла Ша­ро­но­вых пре­взо­шла кол­лег.

В чем сек­рет успе­ха? С этим во­про­сом мы об­ра­ти­лись к ос­но­ва­те­лям «Шко­лы» — Га­ли­не и Ни­ко­лаю Ша­ро­но­вым сра­зу по­сле на­граж­де­ния по­бе­ди­те­лей «Юве­лир­но­го Олим­па — 2012». Для ос­но­ва­те­лей юве­лир­ной шко­лы из То­льят­ти ме­ро­при­я­тие по­лу­чи­лось вдвой­не ра­дост­ным. Про­фес­со­ра То­льят­тин­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та, чле­ны меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ции «Со­юз ди­зай­не­ро­в» и Твор­че­ско­го со­ю­за ху­дож­ни­ков Рос­сии Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Га­ли­на Гри­го­рьев­на Ша­ро­но­вы бы­ли на­граж­де­ны ор­де­ном Фран­ца Бир­ба­у­ма за вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в раз­ви­тии юве­лир­но­го ис­кус­ства и мно­го­лет­нюю твор­че­скую де­я­тель­ность по про­па­ган­де твор­че­ско­го на­сле­дия Кар­ла Фа­бер­же.
Зна­ме­ни­тый КУХОМ, ко­то­рый окон­чи­ли Га­ли­на и Ни­ко­лай Ша­ро­но­вы, опре­де­лил не толь­ко их про­фес­си­о­наль­ную, но и лич­ную жиз­нь. Здесь ро­ди­лась их се­мья, и сло­жил­ся твор­че­ский со­юз. В То­льят­ти Ша­ро­но­вы пе­ре­бра­лись по­сле окон­ча­ния учи­ли­ща, и уже 30 лет их жизнь проч­но свя­за­на со сто­ли­цей рос­сий­ско­го ав­то­про­ма. Здесь фа­ми­лия юве­лир­но­го се­мей­но­го тан­де­ма ста­ла из­вест­на за­дол­го до ос­но­ва­ния «Шко­лы». В 1990 го­ду Ша­ро­но­вы со­зда­ли ху­до­же­ствен­но-про­из­вод­ствен­ную фир­му «С­ка­нь», ко­то­рая про­из­во­ди­ла из­де­лия де­ко­ра­тив­но — при­клад­но­го ис­кус­ства, из­вест­ные в стра­нах СНГ, РФ и за ру­бе­жом. Фи­ли­гран­ные ва­зы, вы­пол­нен­ные Ша­ро­но­вы­ми, бы­ли вру­че­ны пре­зи­ден­там РФ Ми­ха­и­лу Гор­ба­че­ву (1987 год) и Бо­ри­су Ель­ци­ну (1995 год), во вре­мя их ви­зи­тов в Са­мар­скую об­ласть. Во вре­мя сам­ми­та Рос­сия-ЕС в 2007 го­ду Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну и Фе­де­раль­но­му канц­ле­ру фе­де­ра­тив­ной рес­пуб­ли­ки Гер­ма­ния Ан­ге­ле Мер­кель бы­ли вру­че­ны да­ры «Со­кро­ви­ща Жи­гу­лей» от Са­мар­ской об­ла­сти. Участ­ни­ки и по­бе­ди­те­ли мно­гих вы­ста­вок, соб­ствен­но­му успе­ху Ша­ро­но­вы пред­по­чли успех сво­их уче­ни­ков, и се­го­дня счи­та­ют глав­ным де­лом сво­ей жиз­ни шко­лу, ко­то­рая от­кры­та в 1998 го­ду, а с 2002 го­да вли­лась в струк­ту­ру То­льят­тин­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та как ка­фед­ра де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства.
Га­ли­на, Ди­а­на и Ни­ко­лай Ша­ро­но­вы с Ор­де­ном Фран­ца Бир­ба­у­ма на вы­став­ке «Пе­тер­бург­ский юве­лир – 2012»
— Не сек­рет, что То­льят­ти ни­ко­гда не был юве­лир­ным цен­тром Рос­сии. Как вас при­ня­ли, ко­гда вы впер­вые ста­ли по­яв­лять­ся на юве­лир­ных кон­кур­сах?
– Н.М.: По­на­ча­лу си­ту­а­ция для мно­гих бы­ла не­ожи­дан­ной: в пер­вые го­ды нас спра­ши­ва­ли: «Из То­льят­ти? На юве­лир­ный кон­курс?» Это был нон­сенс, и мно­гие не скры­ва­ли удив­ле­ния, но вско­ре к нам при­вы­кли, а по­том мы на­ча­ли по­беж­дать. На по­след­нем кон­кур­се «Образ и фор­ма» в раз­ных но­ми­на­ци­ях мы по­лу­чи­ли од­но пер­вое, два вто­рых, 5 тре­тьих ме­ст. И вот та­кой хо­ро­ший ре­зуль­тат здесь, на «Юве­лир­ном Олим­пе». Ни у ко­го уже не вы­зы­ва­ет удив­ле­ния тот факт, что мы из То­льят­ти.
— Ор­га­ни­за­то­ры предо­ста­ви­ли ва­шим ра­бо­там че­ты­ре вит­ри­ны, и все рав­но ока­за­лось, что их ма­ло. Как по­лу­ча­ет­ся сти­му­ли­ро­вать сту­ден­тов к со­зда­нию та­ко­го ко­ли­че­ства столь раз­но­об­раз­ных и ин­те­рес­ных ра­бот?
- Г.Г.: В этой вы­став­ке при­ни­ма­ли уча­стие 36 из 46 сту­ден­тов, ко­то­рые у нас обу­ча­ют­ся в дан­ный мо­мент. На­ши сту­ден­ты очень ак­тив­ные, по­то­му что мы са­ми их к это­му со­зна­тель­но при­уча­ем. Они долж­ны ви­деть ре­ак­цию, ви­деть, что де­ла­ют дру­гие, осо­зна­вать, к ка­ким ре­зуль­та­там мо­жет при­ве­сти уча­стие в вы­став­кам. Пред­ставь­те, что у нас бы­ло толь­ко 3 вы­пус­ка, а меж­ду тем, сре­ди на­ших вы­пуск­ни­ков уже 15 чле­нов Меж­ду­на­род­но­го со­ю­за ди­зай­не­ров. Под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние, ви­дя ре­зуль­та­ты, са­мо тя­нет­ся на вы­став­ки.
— По ка­кой си­сте­ме вы учи­те сту­ден­тов?
– Г.Г.: На­ша глав­ная за­да­ча – на­учить сво­бо­де са­мо­вы­ра­же­ния, по­ве­сить им кры­лья и на­учить ле­тать. А ко­гда че­ло­век окры­лен и твор­че­ски сво­бо­ден, он лег­ко най­дет те­му для юве­лир­но­го укра­ше­ния.

– Н.М.: Твор­че­ско­му рас­кре­по­ще­нию спо­соб­ству­ет и на­ша си­сте­ма обу­че­ния, ко­то­рая прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет­ся от то­го, что на­пи­са­но в книж­ках: тут на­до сде­лать ка­ст, а тут – шин­ку. Мы то­же учим ма­стер­ству, но по-дру­го­му. На­при­мер, пер­вый курс пер­во­го се­мест­ра за­кан­чи­ва­ет­ся боль­шим фи­ли­гран­ным из­де­ли­ем. Мы объ­яс­ня­ем сту­ден­там, что так­же слож­но обу­че­ние бу­дет про­хо­дить и даль­ше. Каж­дый по­сле­ду­ю­щий курс ста­вит­ся но­вая за­да­ча: вто­рой курс – гра­ви­ров­ка, тре­тий – ли­тье, чет­вер­тый – де­ко­ри­ру­ю­щие ма­те­ри­а­лы. Каж­дую за­да­чу они долж­ны осво­ить в пол­ном объ­е­ме. За­да­чи тех­но­ло­ги­че­ски раз­ные, но сте­пень слож­но­сти оди­на­ко­вая. Де­воч­ки, толь­ко при­шед­шие к нам со школь­ной ска­мьи, уже че­рез пол­го­да мо­гут вы­дать се­рьез­ную ра­бо­ту в тех­ни­ке фи­ли­гра­ни с на­сто­я­щи­ми при­по­я­ми. И они са­ми, и ро­ди­те­ли удив­ля­ют­ся, но по­том при­хо­дит уве­рен­ность в се­бе, а этой уве­рен­но­сти на­чи­на­ет­ся твор­че­ство. Мы счи­та­ем, что тех­но­ло­ги­че­ская чи­сто­та при­дет в про­цес­се. Са­мое глав­ное – пра­виль­но по­ста­вить моз­ги, что­бы че­ло­век не бо­ял­ся за­мах­нуть­ся на лю­бую идею.
— Как ва­ши вы­пуск­ни­ки устра­и­ва­ют­ся в жиз­ни?
– Г.Г.: За­ме­ча­тель­но устра­и­ва­ют­ся. Од­на из на­ших вы­пуск­ниц за­ни­ма­ет­ся ди­зай­ном в До­ме Фа­бер­же в Лон­до­не, кто-то во Фран­ции, кто-то на Маль­те, кто-то в Ка­на­де, кто-то в Рос­сии. Вот, на­при­мер, и у вас в Пи­те­ре ра­бо­та­ет на­ши де­воч­ки Ири­на Миль­ко­ва и Да­ша Во­лог­ди­на.
— Рос­сий­ские ра­бо­то­да­те­ли, кто они?
– Н.М.: Раз­ные юве­лир­ные пред­при­я­тия, но, во­пре­ки все­му, я убеж­ден в том, что ди­зай­не­ры, как по­сто­ян­ные ра­бо­чие еди­ни­цы там не нуж­ны. Бу­ду­щее за дру­гой фор­мой вза­и­мо­от­но­ше­ний. Это со­труд­ни­че­ство меж­ду ди­зай­нер­ски­ми ате­лье и про­из­во­ди­те­ля­ми, ко­то­рые ста­вят ди­зай­не­рам опре­де­лен­ные за­да­чи. Как в те­ат­раль­ной сфе­ре, ко­гда под спек­такль, под кон­крет­ную за­да­чу со­би­ра­ет­ся ко­ман­да. Долж­ны воз­ник­нуть сво­е­го ро­да твор­че­ские бир­жи, где ди­зай­не­ры мо­гут пред­ста­вить­ся со сво­и­ми иде­я­ми, со сво­им порт­фо­лио, и ра­бо­то­да­тель мо­жет вы­брать то, что ему на­до.

- Г.Г.: Ди­зай­нер се­го­дня – это не толь­ко ху­дож­ник, ко­то­рый при­ду­мы­ва­ет кра­си­вую идею, ди­зай­нер дол­жен еще по­ни­мать, как ее из­го­то­вить на про­из­вод­стве из кон­крет­ных ма­те­ри­а­лов. То есть он дол­жен быть са­мо­сто­я­тель­ным спе­ци­а­ли­стом, го­то­вым к ре­ше­нию за­дач раз­но­го уров­ня. А мы как раз и го­то­вим сту­ден­тов к та­ко­му са­мо­сто­я­тель­но­му пла­ва­нию. Они, как уни­вер­саль­ные сол­да­ты, го­то­вы к со­зда­нию из­де­лия от на­ча­ла и до кон­ца: идея, ма­стер-мо­дель, про­из­вод­ство, ав­тор­ский над­зор.
— Сын и дочь по­шли по ва­шим сто­пам, и те­перь мож­но ска­зать, что у вас юве­лир­ная ди­на­стия. Как вы на­пра­ви­ли де­тей в нуж­ное рус­ло?
– Г.Г.: Мы ни­че­го не де­ла­ли для это­го спе­ци­аль­но. Про­сто де­ти все­гда ви­де­ли, чем за­ни­ма­ют­ся ро­ди­те­ли, и им нра­ви­лось по­вто­рять то, что де­ла­ем мы: сна­ча­ла эмаль­ки, по­том бо­лее се­рьез­ные ве­щи. В ре­зуль­та­те они оба ста­ли ху­дож­ни­ка­ми-юве­ли­ра­ми. Сын, Ста­ни­слав, за­ни­ма­ет­ся юве­лир­ным ди­зай­ном на Ки­пре. Ди­а­на окон­чи­ла кол­ледж ис­кус­ства и ди­зай­на им. Свя­то­го Мар­ти­на в Лон­до­не, ко­то­рый счи­та­ет­ся од­ним из ста­рей­ших ан­гло­языч­ных уни­вер­си­те­тов по ди­зай­ну в ми­ре. Сей­час она до­цент То­льят­тин­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та и пре­по­да­ет там.
— У вас оста­ет­ся вре­мя на соб­ствен­ное твор­че­ство?
- Н.М.: Ра­бо­та на поч­ве об­ра­зо­ва­ния, ес­ли под­хо­дить к ней твор­че­ски, не фор­маль­но, за­би­ра­ет те­бя все­го. Этот про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся, ко­гда до­мой воз­вра­ща­ешь­ся, он за­би­ра­ет те­бя це­ли­ком. По­это­му на­ше твор­че­ство се­го­дня – это на­ши сту­ден­ты. Мы ра­ду­ем­ся, ко­гда они раз­ви­ва­ют­ся и по­беж­да­ют, и по боль­шо­му сче­ту для твор­че­ской ре­а­ли­за­ции нам это­го хва­та­ет.